Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Железнодорожные ворота — одна из восьми сохранившихся городских ворот Кёнигсберга (ныне Калининграда), которые привлекают туристов своей неоготической архитектурой и богатой историей. Эти ворота были построены в 1866–1889 годах и получили свое название из-за железнодорожного пути, проходившего через них и соединявшего Пиллау (Балтийск) и Кёнигсберг.

Архитектурный облик ворот отличается характерными стрельчатыми арками и фигурной кирпичной кладкой. Интересной особенностью конструкции стали штрабы – специальные углубления, в которые при осаде вставлялись деревянные брусья, создавая практически неприступное укрепление.

В начале XX века фортификационные сооружения утратили оборонительное значение, и территория вокруг ворот изменилась. Вдоль бывших валов проложили улицу Дойчорденринг (ныне Гвардейский проспект), а сами ворота оказались встроенными в дорожную насыпь, образуя своеобразный тоннель.

В 1926 году построили Двухъярусный мост, и железнодорожное движение через ворота прекратилось. Рельсы демонтировали лишь в девяностых годах  двадцатого века, а на их месте появилась пешеходная дорожка, ведущая от Московского проспекта в Парк Победы и к памятнику 1200 гвардейцам.

В 2007 году Железнодорожные ворота передали Областному историко-художественному музею, а после реставрации в 2013 году южный пролет застеклили. Сегодня здесь располагается волонтерское движение «Хранители руин», которое занимается сохранением архитектурного наследия Калининградской области.

Железнодорожные ворота — это не только памятник истории, но и интересный туристический объект, который позволяет окунуться в атмосферу старого Кёнигсберга и почувствовать дух средневековой архитектуры в сердце современного Калининграда.